«Grand Theft Auto» (серия игр)

«Grand Theft Auto» («GTA»), игровая франшиза с открытым миром в жанре песочницы (sandbox). Действие совершается от лица преступника, выполняющего заказы от криминала. Разработана компанией Rockstar Games. Серия насчитывает 15 выпусков. Два из них вошли в список самых продаваемых и дорогих в разработке игр. Наиболее успешной частью франшизы стала «GTA V» − к концу 2020 г. было приобретено 140 млн копий. Критики также выделяют выпуски «GTA III» и «GTA: San Andreas», которые вывели графику и функциональность игр с открытым миром на новый уровень. Насильственный характер игр неоднократно становился причиной судебных и публичных разбирательств с Rockstar Games.

Изначально компания DMA Design занялась разработкой 2D-игры «Race’n’Chace». Игра проектировалась в форме приключенческого боевика с открытым миром и видом сверху. После того как DMA Design была поглощена Rockstar Games, продукт несколько раз перерабатывался и был выпущен только в 1997 г. под названием «GTA I». Первая часть игры задала тон всем последующим версиям: действие в ней совершается от лица преступника, выполняющего заказы по угону автомобилей, убийству людей и краже различных предметов. За каждое выполненное задание игрок получает вознаграждение в виде очков, которые необходимы для модификации автомобилей и доступа к новым локациям. «GTA: London 1969» и «GTA 2», появившиеся в 1999 г., повторяли логику первой части. Отличительной особенностью «GTA: London 1969» стали отсылки к вселенным Джеймса Бонда и близнецов Крэй, известных в 1950–1960-х гг. преступников Великобритании. Действие «GTA 2» происходит в ретрофутуристическом мире в 2013 г.

В «GTA III», вышедшей в 2001 г., вид сверху и прежний графический движок были заменены видом от третьего лица и визуальными 3D-эффектами. Разработчики стали стремиться к созданию максимально реалистичной вселенной с полной свободой действий, стараясь иронизировать над актуальной культурной повесткой. В особенности это касалось репрезентации женщин, расовых и этнических меньшинств. За это разработчики неоднократно подвергались критике со стороны общественности, учёных и политиков (Paez. 2021). В марте 2008 г. «GTA III» разошлась тиражом более 14,5 млн копий, а также была признана игрой года по версии Конференции разработчиков видеоигр. Позднее критики неоднократно признавали игру одной из лучших в истории индустрии.

В 2002 г. была издана «GTA: Vice City» c улучшенной графикой и механикой игрового процесса. Она удостоилась многочисленных наград, главная из которых − премия Британской академии в области видеоигр. В 2008 г. было продано свыше 17,5 млн её копий. Следующую революцию произвела «GTA: San Andreas», выпущенная в 2004 г. Она расширила возможности взаимодействия пользователей с предметами игровой среды, позволив им глубже исследовать окрестности городов, похожих на Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лас-Вегас. Геймеры могли не только модифицировать автомобили и покупать оружие, но и трансформировать персонаж.

Появлению «GTA IV» предшествовали релизы «GTA: Liberty City Stories» в 2005 г. И «GTA: Vice City Stories» в 2006 г. Они продолжали сюжетные линии «GTA III» и «GTA: Vice City», незначительно преображая их вселенную с помощью элементов «GTA: San Andreas». Четвёртая часть франшизы стала одной из самых дорогих в разработке игр – на неё было потрачено порядка 100 млн долл. В ней была кардинально улучшена графика, существенно увеличена игровая территория и тщательно проработан сценарий. Игра рассказывает историю мигранта из юго-восточной Европы Нико Беллика, который приехал в Либерти-Сити, чтобы отомстить своим бывшим сообщникам и воплотить американскую мечту. В 2009 г. игра получила три дополнения: «The Lost & the Damned», «Chinatown Wars», «The Ballad Of Gay Tony».

«GTA V», вышедшая в 2013 г. на платформах PlayStation 3 и Xbox 360 и в 2015 г. для персональных компьютеров, в сравнении с «GTA IV» получила бо́льшую площадь и свободу действий. Особенностью «GTA V» стала возможность переключения повествования между тремя персонажами. Каждый из них становится жертвой принуждения к хищнической жизни. Несмотря на многочисленные обвинения в расизме, «GTA V» удалось завоевать звание одной из лучших среди когда-либо созданных игр. По словам социального теоретика Дж. Бейлеса, «GTA V», несмотря на её сатирический тон, нельзя считать критикой нынешнего состояния культуры (Bailes. 2019).

Демонстрируя знакомые фигуры хиппи-технопредпринимателей, селебрити, финансовых спекулянтов и наркодилеров, «GTA V» помещает игроков в пространство «антиобщества». Идеология «GTA V» не изображает реальность как антиутопию. Её задача в том, чтобы представить мир правдоподобно. В этой реальности нет институциональных сдержек против злоупотреблений других людей, и потому они вступают в отношения друг с другом только из соображений полезности.

В этих условиях любое действие в пространстве игры оборачивается войной всех против всех. Поскольку все воспринимаются одинаково коррумпированными, инстанция власти, которую можно было бы обвинить в произошедшем упадке, исчезает. Внутри вселенной «GTA V» невозможны антагонизмы, связанные с расовой, гендерной и классовой дискриминацией.

Видеоигры автоматизируют наше отношение к людям со сложной идентичностью. Вселенные «GTA» почти всегда наводнены стереотипными образами порочных женщин, афроамериканских преступных группировок, мексиканской мафии и других маргинализированных групп американского общества. В этой среде игрок принимает изображения этих групп как само собой разумеющиеся, взаимодействуя с ними с помощью универсального языка насилия.

Вселенная «GTA» деморализует не только игровых персонажей, но и самих геймеров. Исследователь видеоигр Г. Фраска считает главной ценностью франшизы открытие пространства максимальной свободы, где главный герой не обременён строгой этической позицией, поскольку находится в аморальной социальной среде (Frasca. 2003). Социальный теоретик Р. Сэмюэлс интерпретирует стремление к этой свободе как вытеснение рефлексии об агрессивном поведении персонажей, которая подменяется наслаждением от нападения на игровые объекты (Samuels. 2010. P. 123–135).

В основном культурный фасад состоит из переработанных продуктов других сфер культуры: сюжетов из фильмов «Схватка» («Heat», 1995, режиссёр М. Манн), «Город воров» («The Town», 2010, режиссёр Б. Аффлек), «Ребята с улицы» («Boyz n the Hood», 1991, режиссёр Дж. Синглтон), франшизы «Форсаж» («The Fast and the Furious», 2001–2021); сериалов «Клан Сопрано» («The Sopranos», 1999–2007) и «Во все тяжкие» («Breaking Bad», 2008–2013), а также анимационного мультсериала «Южный Парк» («South Park», c 1997). Впитывая фрагменты массовой культуры, видеоигра становится стилистической репродукцией, вследствие чего утрачивает смысловую глубину.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest